Советы начинающим водителям (часть 5): выбор дистанции

Данная статья представляет собой размышление о выборе оптимальной дистанции в конкретной ситуации до впереди едущего автомобиля и ориентирована в первую очередь на водителей-новичков, которые уже довольно уверенно управляют автомобилем. Однако, мы надеемся, что и водителям со стажем тоже будет интересен данный материал.

Ездить с малой дистанцией опасно

Это довольно очевидный факт, не требующий дополнительных разъяснений. Однако многие опытные водители не видят в этом серьезной опасности, так как полностью полагаются на свои знания, реакцию и тормозные характеристики автомобиля. Для водителей-новичков такая манера езды крайне рискованна, если не знать о "подводных камнях". Ведь для успешного вождения кроме реакции, навыков управления и хорошей машины еще необходимо уметь "видеть" автомобили вокруг себя, а также смотреть на несколько автомобилей вперед, уметь "читать" дорожную обстановку. А это означает для рассматриваемого случая, что в какую бы сторону не было обращено ваше внимание, всегда необходимо контролировать впереди едущий автомобиль и прогнозировать, будет ли он тормозить в следующую секунду.

Следует заметить, что для начинающих водителей одна из самых распространенных ошибок – концентрировать все внимание на чем-то одном. Типичный пример – перестроение в соседний ряд, когда все внимание водителя-новичка сконцентрировано на зеркале, что может стать причиной наезда на движущийся впереди автомобиль, который начал по каким-либо причинам тормозить.

Ездить с большой дистанцией еще опаснее

Как же так? – спросите вы. Все очень просто. Представьте ситуацию, когда другому водителю надо пересечь траекторию вашего движения, и делает он это в самый неподходящий момент, потому что неправильно оценил скорость сближения. И такие ситуации встречаются на дороге довольно часто, рассмотрим самые типовые.

Приближение к перекрестку. Вы приближаетесь к перекрестку по правому ряду (для вас горит зеленый) и должны проехать его в прямом направлении, при этом в левом ряду все автомобили стоят в ожидании возможности повернуть налево. Как это часто бывает, кто-то из водителей занял не свой ряд (ему тоже надо ехать прямо) и пытается перестроиться в ваш поток. Естественно, пока не образуется довольно большое окно между автомобилями, этот водитель не начнет перестроение. Вот тут и кроется потенциальная опасность. Если вы соблюдаете большую дистанцию до впереди едущего автомобиля, то этот водитель, возможно, решит начать свой маневр именно перед вами, и вы должны быть готовы к этому маневру, порой очень даже внезапному.

Проезд перекрестка. Вы приближаетесь к перекрестку и намерены проехать его в прямом направлении (для вас горит зеленый). Автомобили встречного направления, ожидающие возможности повернуть налево, должны пропускать вас. Если вы будете соблюдать большую дистанцию, и при этом скорость вашего потока будет невысокой, то водитель встречного автомобиля может начать выполнять поворот налево именно перед вами (как говорят, решил проскочить).

Движение в пробке. Как это часто бывает, на широких дорогах с большим количеством рядов скорость потоков в самом начале и в самом конце пробки неодинакова. Другими словами, когда вы приближаетесь к такой пробке, то можете заметить, что в некоторых рядах автомобили уже стоят, а в некоторых еще продолжают движение на довольно больших скоростях. Такое же явление можно наблюдать и в конце пробки, когда одни ряды начинают разгоняться быстрее других. В таких ситуациях многие водители начинают перестраиваться в более "быстрые" ряды. Если вы окажетесь в таком "быстром" ряду и при этом будете держать большую дистанцию до впереди едущего автомобиля, то вероятнее всего многие перестроения будут происходить именно перед вами.

И что же плохого во всех этих ситуациях? – спросите вы. Пусть поворачивают и перестраиваются передо мной, я всех пропущу, какое мне до них дело.

И будете отчасти правы, потому что пропускать других на дороге – одна из основ безопасного вождения. Однако такие ситуации становятся опасными и порой аварийными, если скорость вашего автомобиля намного выше скорости перестраивающегося. В этих случаях фактор внезапно возникшего препятствия на пути играет решающую роль.

Представьте себя на месте другого водителя. Стоите вы в пробке очень долго и вдруг замечаете, что левый от вас ряд начинает разгоняться. Измотанные таким времяпрепровождением вы естественно хотите перестроиться в левый ряд и поскорее вырваться из этой пробки. Вы смотрите в левое зеркало и видите плотный поток едущих автомобилей, которые проносятся мимо вас с довольно большой скоростью. Естественно, в этот момент вам даже не приходит в голову начать перестроение в левый ряд, вы терпеливо ждете свое окно. И вот вы видите в зеркале это долгожданное окно, ныряете в левый ряд и... слышите грозный гудок сзади, видите в зеркале заднего вида моргающий дальним светом автомобиль, который практически висит на заднем бампере. Тут вы осознаете, что это окно было явно не вашим, и что вы грубо ошиблись в оценке скорости приближающегося автомобиля. Анализируя потом сложившуюся ситуацию, вы понимаете, что оценить скорость сближения через левое асферическое зеркало (выпуклое зеркало для увеличения угла обзора; такой тип зеркал встречается на многих автомобилях) не так-то просто, к тому же в этом зеркале автомобиль кажется намного дальше, чем есть на самом деле. Тем самым, не подозревая об опасности и не желая ничего плохого, вы создали аварийную ситуацию как минимум для трех автомобилей: своего, перед которым начали перестроение и движущегося сзади за ним. Умение нырять в такие окна приходит только с опытом!

Как видите, описанная выше ситуация жизненная, а поведение такого водителя легко объяснимо и, самое главное, предсказуемо! Можно даже с натяжкой сказать, что его действия спровоцированы.

Золотая середина или выбор оптимальной дистанции по обстановке

Давайте определимся с тем, какую дистанцию считать большой, а какую малой. Считается, что для среднестатистического водителя необходимо 2 секунды времени, чтобы среагировать и начать выполнять действия по устранению опасности. Таким образом, выдерживая дистанцию в 2 секунды, вы вероятнее всего успеете принять правильное решение, если едущий перед вами автомобиль начнет тормозить. Научиться определять дистанцию в секундах просто. Как только поравняется впереди едущий автомобиль с каким-нибудь неподвижным объектом (например, столб или светофор), вы начинаете отсчет "одна тысяча один, одна тысяча два" и в этом момент ваш автомобиль должен проехать мимо этого объекта.

Однако, дистанцию в 2 и более секунд можно рекомендовать скорее для спокойного движения, когда все ряды едут с небольшой разностью скоростей или автомобилей мало. В такой ситуации причин для каких-либо внезапных перестроений нет.

Для описанных выше ситуаций дистанцию в 2 секунды уже можно считать большой. Понаблюдайте за другими водителями в именно таких случаях и увидите, что большинство из них выдерживают дистанции в 1 – 1,5 секунды, чтобы "не провоцировать" других на перестроения. На таких малых дистанциях сохранять безопасность движения, не боясь совершить наезд на впереди едущий автомобиль, вполне возможно, если контролировать дорожную обстановку как минимум на два автомобиля вперед.

Заключение

Двигаясь на малых дистанциях (до 1,5 с), вы рискуете совершить наезд на едущий перед вами автомобиль. В подавляющем большинстве случаев причиной такого наезда является ваша ошибка (поздно среагировали, отвлеклись на что-то другое, неправильно сопоставили тормозные характеристики вашего и впереди едущего автомобилей, не хватило опыта в управлении автомобилем, не контролировали обстановку на несколько автомобилей вперед и т.д.). Одним словом, все было в ваших руках, но вы не справились.

Соблюдая большие дистанции (более 2 с), вы рискуете в некоторых (рассмотренных выше в частности) случаях попасть в неприятности, когда уже далеко не все в ваших руках, а реальная опасность возникает внезапно! "Провоцируя" других участников движения, надо быть готовым, что кто-то рано или поздно обязательно перед вами выскачет, а времени будет на принятие правильного решения – доли секунды.

Таким образом, для безопасного вождения рациональнее выбирать дистанцию по конкретной обстановке, а не придерживаться каких-то абсолютных значений. И главное, всегда надо контролировать обстановку на несколько автомобилей вперед!

Перепечатка данной статьи или любой ее части разрешена при условии
установки прямой обратной ссылки на оригинал.
 
URL ссылки:  https://www.gorunov-auto.ru/info/all/art_10.html